Сергей Петров, исполнительный директор АН «Адрес», пояснил, что сегодня в принципе изменилось представление о загородном жилье.
- Еще лет 10 назад словосочетание «загородное жилье» вызывало представление: дом в деревне или дача. Сейчас все иначе.
На сегодняшний день загородное и ближайшее пригородное строительство активно растет. Первая причина этого – более низкая себестоимость и строительства, и, как результат, квадратного метра. Основная финансовая нагрузка девелопера – приобретение земельного участка. А одна из главных его проблем – строительство коммуникаций. Сергей Петров уточнил, что, когда областные власти пару лет назад рекламировали территории, которые к 2020 году будут присоединены к городу, то предполагалось, что этот «Большой треугольник» между Богородской и Арзамасской трассами будет оснащен инфраструктурой за федеральные деньги. А девелопер всего лишь придет и построит недорогое жилье. Но благое начинание натолкнулось на проблемы.
- Некоторые девелоперы выходили на площадку, не имея коммуникаций. Сейчас это самая большая проблема. Тянуть сюда канализацию, водоснабжение, электричество - дорогое удовольствие. Все это приводит к удорожанию квадратных метров. А ведь именно цена - основной критерий для покупателя. Мы начинали работать, когда себестоимость составляла 25-27 тыс. рублей за кв. м. И по такой цене продавались капитальные строения с железобетонными фундаментами, с утеплителем. А потом быстро, буквально за год, себестоимость повысилась на 25 процентов. И если раньше квартиру-студию с отделкой можно было спокойно приобрести за 617 тыс. рублей, то сейчас уложиться в миллион – большая проблема.
Детальный просчет коммуникаций и площадок застройщиками скорректировали цены. Основные причины удорожания - увеличение себестоимости стройматериалов (они поднялись в цене в среднем на 10 процентов) и рабочей силы. Все это плохо коррелируется с другой тенденцией – снижением покупательской способности населения. Даже несмотря на все программы господдержки.
- Есть покупатели, которые хотят, что угодно, только дешевле. Именно у них быстро возводящиеся конструкции найдут свой отклик. Рассуждают примерно так: «Какое-то время поживу, потом реализую». Я бы не был столь оптимистичен. Если проводить аналогии с автомобилем, то можно купить автомобиль за 50 тысяч, но только потом ты вряд ли его продашь. А можно за полмиллиона – сможешь продать и через год, и через два, и через пять, причем по достойной цене. Но вопрос ликвидности вторичен по отношению к цене.
Сергей Петров уточнил, что основная задача девелопера – предложить продукт по как можно более низкой цене.
- Когда пришли новые технологии, это подстегнуло рынок, дало дорогу красочным решениям. Сейчас же люди задумываются, что будет с их загородной недвижимостью через 10 лет. Однако сомнения напрасны: современные технологии позволяют построить быстро и качественно. Еще один немаловажный аспект - экологичность. По этой причине, в частности, новые «деревянные технологии» стали популярны. И традиционно популярным остается кирпич. Он, помимо прочего, позволяет минимизировать отделочные работы.
Отдельно Сергей Петров остановился на вопросе об утеплителе.
- Мне не импонирует сравнение с Крайним севером – там разница в температурах не достигает таких значений, как у нас в регионе в течение года: у нас может быть и минус 30, и плюс 40. При этом влажность очень отличается от влажности на Чукотке. А ведь нет ничего хуже гидроскопических разрывов при замораживании. В нашем климате большое значение имеют циклы заморозки и оттаивания. Даже при попадании влаги на кирпич, если сливы нормально не организованы, начинается разрушение.
Еще одна важная характеристика стройматериалов, на которой остановился Сергей Петров, – пожароопасность.
- Москва и Нижний Новгород когда-то строились из дерева, выгорали несколько раз. В результате не случайно кремль построили из кирпича. И сейчас предпочтение отдается материалу, который сам не горит и не выделяет вредных веществ при контакте с огнем. Соответственно, нет больших переживаний, что в один день можно статься без крова.